Народы Сибири
Бескрайние просторы – почти 10 млн. кв. км - от Уральского хребта на западе до побережья Тихого океана на востоке. Это Сибирь, более половины территории Российской Федерации. Исторически, на переломе эпох, к V веку нашей эры Сибирь населяли народы тюрской, чжурчжэнской, монгольской групп.
В средние – с V по XV в. н. э. - на сибирских землях зародились величайшие в мировой истории империи Великого Тюрского Каганата (с V по VIII в. в.), а впоследствии, в XIII-XIV вв. - империя Чингисхана. Империи эти оставили неизгладимый след в истории завоевательных войн на территориях Сибири и значительной части Азии.
С IX века н. э. начинается постепенное проникновение в Сибирь русских людей, в основном новгородцев. Одной из основных причин такого стремления стала возможность выгодно обменять свои товары на сибирские меха, пушнину. К концу XVI столетия исторические условия сложились таким образом, что стал возможным в 1581 году успешный поход Ермака с отрядом казачества. Потом последовали военные походы под предводительством других русских воевод и окончательным завоеванием Сибири к началу XVII века.
Несомненно, обладание богатствами Сибири сделало Российскую Империю богаче и могущественнее. Одним из источников доходов государственной казны стал натуральный налог – ясак, которым облагались коренные народы Сибири, платившие ясак в виде пушнины – шкурок соболя, песца, куницы, лисы и пр. Сибирская пушнина ценилась чрезвычайно высоко и поэтому стала очень выгодным экспортным товаром. Чтобы контролировать ясак, специально был образован в 1763 г. Сибирский приказ.
Суровые климатические условия Сибири обусловили малонаселенность здешних земель. Исторический факт – в начале XVII века население Сибири не превышало 200 тыс. человек. Из них коренных сибиряков насчитывалось до 160 тысяч.
В дальнейшем регион успешно развивался и к XX веку коренные сибирские народы насчитывали уже более 822 тысяч человек.
Экстремальный климат объясняет причины, почему коренные народы Сибири были и остаются малочисленными. В настоящее время их насчитывается около полутора миллионов человек.
К сибирским аборигенам относятся следующие народы: тюрские, монгольские, тунгусо-маньчжурские, самодийские, финно-угорские, сино-тибетские, чукотско-камчатские, эскимосско-алеутские, нивхи и енисейские.
Группа тюркских народов самая многочисленная - более 900 тысяч. Прежде всего, это якуты - коренной народ Якутии, около 480 тыс. человек. Тувинцы (264 тыс.), родная земля которых территория Тывы (Тувы). К тюрской группе относятся и хакасы (73 тыс. человек), их родина Хакасия в Южной части Сибири. Алтайцы, в основном населяющие Республику Алтай - их насчитывается около 71 тысячи - подразделяются на три субэтнические группы: челканцы, теленгиты, тубалары. Шорцы, количество которых не превышает 14 тысяч, проживают в основном в южной части Кемеровской области и в некоторых смежных регионах. Коренные жители полуострова Таймыр, долганы – 8 тыс. человек. Сибирские татары, количество которых приближается к 7 тысячам, считаются коренным населением целого ряда областей Западной Сибири – Кемеровской, Курганской, Томской, Тюменской, Новосибирской, Свердловской и Омской. Небольшой по численности коренной народ Сибири телеуты (более 2600) занимают часть территории юга Кемеровской области, по ряду признаков близки к алтайцам. И совсем малочисленными коренными народами тюрской группы являются тафалары (760 человек) и чулымцы (355), проживающие в восточной части Сибири, на территориях Севера и Дальнего Востока.
К монгольской группе коренных народов Сибири относятся буряты, имеющие свой язык, как этнос исторически сформировались на землях нынешней Республики Бурятия на берегах озера Байкал. Численность бурятов до 500 тыс. человек.
Тунгусо-маньчжурские народы – это, прежде всего Эвены и эвенки (тунгусы). Их общая численность достигает 60 тыс., проживают преимущественно в Восточной Сибири. К этой же группе принадлежат нанайцы (более 12 тыс. человек), ульчи (около 3 тысяч), удэгейцы (1700 человек), орочи, негидальцы, ороки общей численностью около 1,5 тыс. человек. Сформировались эти малочисленные народы и проживают ныне в основном в Приамурье и на Дальнем Востоке.
В группу самодийских народов включены, прежде всего, ненцы (численность до 50 тыс.), а также селькупы (4300), сойоты (3600). Ненцы населяют берега Северного Ледовитого океана от Мурманской области до полуострова Таймыр. Селькупы расселены в северной части Западной Сибири, сойоты сосредоточены в одном из районов республики Бурятия.
Следующая группа коренных сибирских народов – финно-угорская, ее составляют ханты и манси – 31 тыс. и 12 тыс. человек населения соответственно. Территория проживания – север Западной Сибири, Ханты-Мансийский автономный округ.
К чукотско-камчатским народам относятся чукчи (16 тыс. человек), коряки (9 тысяч), ительмены (свыше 3 тыс.), чуванцы (немногим более одной тыс.). Чукчи расселены по огромной территории от берегов р. Индигирка до Баренцева моря и от р. Анадырь до побережья Восточно-Сибирского и Чукотского морей. Коряки в большинстве проживают на севере п-ва Камчатка. На Камчатке живут ительмены. Крайне малочисленная народность чуванцев ассимилировались с чукчами.
Эскимосы (1700 человек) и алеуты (до 500), составляющие эскимосско-алеутскую группуна территории Сибири, расселены на востоке Чукотки и Камчатки.
Нивхи в количестве немногим более 5 тыс., живут на Дальнем Востоке. Кеты (до полутора тысяч населения), составляющие енисейскую народность, проживают в Красноярском крае, в северной его части.
История, языки, культура, традиции коренных народов Сибири чрезвычайно интересны с познавательной точки зрения. Подробное, полное описание всех без исключения сибирских аборигенов требует объемного изложения. В этой статье выборочно рассказывается лишь о некоторых из них.
Алтайцы.
Несомненно, отдельного внимания заслуживают алтайцы – представители тюрских народов. Республика Алтай, где и проживают алтайцы, территориально располагается по склонам горной гряды, которую называют Алтае-Саянская, а также на юго-востоке Западно-Сибирской равнины. Природа суровая, но поразительно красивая – горы, леса, много озер, рек. На юге республики заселены берега реки Катунь, Телецкого озера. Северные алтайцы селятся поближе к рекам Бия, Лебедь, к северо-западному побережью Телецкого озера.
Происхождение алтайцев имеет древние корни – в начале нашей эры это были гунны, с V века н. э. на территории Алтая воцарился тюрский каганат. В дальнейшем последовали бурные события - менялись властители и поработители, вплоть до середины XVIII века, когда свершилось вхождение в состав России.
В отношении религии алтайцы исповедуют тенгрианство, т. е. обожествление неба или культ Тенгри. Последователи тенгрианства поклоняются Духу-хозяину, который обитает на небосводе, управляя миром совместно с другими духами: Ульгень, или верховное божество, Эрлик, правящий царством мертвых, хозяин воды Суг ээзи, покровитель охоты Алтай ээзи и горный дух Таг ээзи. Тегрианство предусматривает жертвоприношения животных (лошадей), а также обряд обязательного кормления огня, когда в источник огня бросают кусочки мяса, брызгают молоком. Огонь священен, в нем нельзя жечь мусор, перешагивать. Священны воды рек, особенно горных озер. Каждый род имеет свое священное место на собственной горе.
В селениях алтайцев обязательно проживает местный шаман, сведущий в тайнах магии, поддерживающий связь с духами. Жители селений верят в сверхъестественные способности своего шамана, обращаются за советом, предсказаниями, просьбами об исцелении больных. Исцеляют шаманы, совершая обряд изгнания из тела больного злых демонов.
Обряд поклонения Духу-хозяину предусматривает привязывание светлых лент к деревьям – березам, можжевельнику, лиственницам, растущим возле источников, на распутье дорог. Процесс повязывания ленты сопровождается мысленными пожеланиями здоровья и всяческих благ себе и своим близким.
Основа национальной кухни алтайцев – мясо домашних животных (лошадей, коз, баранов), мясо дичи, добытой на охоте, молоко. Рыба также постоянно занимала часть меню жителей Алтая.
Молоко - исходный продукт для множества блюд. Основной молочный напиток чегень, очень густой и плотный. Процесс приготовления чегеня – кипячение молока с добавлением сухих кусков древесины молодых деревьев. Затем заливают в бочки для заквашивания и созревания на несколько часов.
Чегень и молоко впоследствии служат основой для прочих блюд:
Творог аарчи, кислый сыр или курут, подсушенный на огне, похожий на сметану каймак, наконец – арак, самогон из молока, полученный после сквашивания, отделения масла и дальнейшей перегонки. Самогон неслабый – от 25 до 30 градусов, популярен в Сибири, средней Азии.
Из мясных блюд наиболее известен кан, или кровяная колбаса. Часто готовят суп-кочо из крупнонарезанной баранины с добавлением ячменной крупы и дикого лука. На десерт с алтайским медом подают боорсок – блюдо на основе чегеня, в который добавляют масло, яйца. Полученное лакомство называется ток-чок. Обжаренные ядра кедровых орехов с зернами ячменя измельчают в ступе. Полученный порошок добавляют в мед, замешивают до густой массы. Мука из обжаренного ячменя, затем толченого в ступе, называется талкан – священный продукт для алтайцев. С ним пьют чай, добавляют в суп, варят кашу.
Чай у алтайцев особенный – листья чая или особой травы в кипятке заваривают, пьют со сливками, добавив соль. Пьют чай с молоком, талканом, маслом.
От предков алтайцы унаследовали традицию регулярно и торжественно отмечать национальные праздники.Основных праздников у них четыре.
1. Всенародное торжество Эл-Ойтын. Это одновременно и смотр национальной культуры. Празднуют один раз в два года. Для участников обязателен национальный костюм. Программа предусматривает множество конкурсов, состязаний, концертов, прочих мероприятий с национальным колоритом. Эл-Ойтын всегда проходит очень интересно, весело.
2. «Белый праздник», или Чага-Байрам – своеобразный алтайский Новый год. Начинается во второй половине февраля, в новолуние. Торжества посвящены обрядам поклонения Солнцу, Алтаю. Именно в этот праздник повязывают ленты (кыйра-ленты), подносят духам особые угощения на алтарь (тагыл). Обязательные обряды завершаются всенародным празднованием.
3. Дьылгаяк – эти торжества полностью совпадают с праздником русской масленицы. Непременно совершается обряд сжигания чучела, символизирующего уходящий год. Праздник веселый, с ярмарками, конкурсами, аттракционами.
4. Соревнование исполнителей горлового пения, или кайчи – курултай сказителей. Кайчи у алтайцев пользуются непререкаемым авторитетом, любовью, им поклоняются даже шаманы.
Национальные праздники на Алтае всегда многолюдны, привлекают немалое количество туристов из большинства регионов страны, приезжают даже иностранные гости.
Язык, на котором говорят алтайцы, специалисты причисляют к группе восточнокыпчатских. Причем на юге и на севере Республики Алтай говорят на разных диалектах, которые так и разделяют по географическому признаку – южноалтайский и североалтайский диалекты.
Жизненные потребности определяют род занятий этого трудолюбивого коренного народа Сибири. Для получения продуктов питания алтайцы занимаются ручным земледелием. Небольшие земельные участки обрабатываются вручную мотыгами. В основном выращивается ячмень и небольшое количество других продуктов растениеводства. Кормят алтайцев и местные леса, куда в определенные периоды направляются дети, женщины для поиска и сбора ягод, орехов, прочих съедобных лесных даров. Важными видами занятий являются охота, рыболовство, полукочевое скотоводство. Для обеспечения орудиями труда народы Алтая занимаются выплавкой и ковкой металлов, изготовлением изделий из железа.
Развито в Республике Алтай декоративное творчество – изготовление поделок путем художественной обработки дерева, бересты, кожи и войлока. Широко прославили свой край алтайские мастера-камнерезы.
Алтайцы, коренной народ, как и любой другой народ с давней, насыщенной событиями историей, сложили множество разных легенд, которые во многом они традиционны, но, несомненно, имеют свой национальный колорит.
Так, например, «Легенда о Белой волчице», повествующей о человеческом ребенке, девочке, спасенной, вскормленной и воспитанной волчицей, в некоторой степени традиционна - подобные легенды встречаются у других народов. То же можно сказать и о «Легенде о Белом марале» - народы Алтая ждут, когда он вернется, снизойдет на землю, став предвестником Золотого века. «Легенда о старом шамане» поддерживает веру о постижении человеком истин, скрытым в таинственной Книге мудрости.
Зато «Легенда о Золотой бабе» связана с реальным историческим памятником, национальной святыней алтайцев.
Очень красивы легенды о Бии, Катуни и дочери их Оби, о горе Белухе, Телецком озере, о лечебных источниках связаны с местными природными памятниками – алтайскими реками, озером, горой, источниками, составляющими гордость, красоту и уникальность Алтайского края.
Фольклор алтайцев по-своему уникален, отличается богатством жанрового эпоса, поэтических приемов, возвышенностью стилей. Например, сказки народов Алтая исключительно разнообразны. И хотя их сюжеты могут соотноситься со сказками других народов, однако герои в них свои, алтайские – Шестиглазая Карагас, Ёлгей-Багай, Ырысту, Башпарак и пр. Герои наделены исключительными, волшебными способностями.
Помимо сказок, местный фольклор содержит много захватывающих мифов, преданий, повествующих о камах, или шаманах, подвигах национальных героев – Калдан-Каане, Мырат-Бие, Ирбизеке, Шуну, других богатырях. Часто героями повествований, мифов являются народные целители, интересны также сказания, как появились те или иные животные, возникли определенные географические объекты или небесные светила. Устные рассказы очень образны, поэтичны. И хотя речь идет чаще о явлениях сверхъестественных, такие рассказы обязательно ориентированы на полную якобы достоверность. Детали, язык повествований, обстоятельства действий, характерные персонажи обязательно указывают на местное, национально-региональное происхождение. О богатстве фольклора алтайцев свидетельствует его насыщенность краткими шуточными рассказами, которые на местном наречии называют куучындар, шоктом. Их остроумие, юмор, вполне соответствуют нашим анекдотам. Любят алтайцы загадки, или табышкак, пословицы и поговорки, или кеп сёстёр – лаконичные, но глубокие по смысловому содержанию. В пословицах, поговорках алтайских народов отражена мудрость, трудолюбие поколений, отношение к природе, окружающему миру.
Быт коренных жителей Алтая исторически складывался из необходимости выживания, продолжения рода в не самых благоприятных климатических условиях. В процессе эволюции определился для алтайцев тип жилья – шатер, который здесь называют чадыр или содон. Строится такой содон с использованием жердей, наклоненных и сомкнутых к центру. Основание такого шатра невелико – до трех с половиной метров. Изнутри делают покрытие из коры лиственницы либо из бересты. В древние времена укрывались и в землянках, но только в теплое время года.
Позднее, к середине позапрошлого, XIX века, стал преобладать иной вид жилья – юрты войлочно-берестяные. В юртах было теплее, просторнее. Кровлю, стены юрт укрывали той же корой, берестой, звериными шкурами, войлоком. Вход делали низким, ориентировали строго на восток. Входящий вынужден был нагибаться, кланяясь огню жилища – очагу, который обкладывали каменьями. В конусной крыше оставляли выходное дымовое отверстие. Ближе к нашему времени стали строить аилы из бревен, все так же повторяя конструкцию юрт – квадратное или многоугольное основание из бревен с конусной кровлей с дымовым отверстием. Уже в современных домах ставят печь с дымоходом, поэтому необходимость в конусном отверстии отпала. Предметы быта незатейливые – лежанка или кровать у стены, несколько табуреток, простой стол, сундук для вещей.
Срубные бревенчатые дома с деревянными полами, с окнами появились у алтайцев под влиянием русских переселенцев.
Многовековая культура алтайцев сформировала структуру норм и запретов – байланыш народа Алтая. Этот своеобразный свод правил содержит систему бережного отношения к природе, ее богатствам, зверям, птицам, ко всему живущему, чтить их интересы. Запреты, или байланыш в рекомендательной форме указывают, как поступать в определенных обстоятельствах, чтобы не нарушить систему природного равновесия, хрупких механизмов в экологии.
Запреты, традиции, унаследованные от давних предков – основное условие благополучия семьи, рода, общины. Пожалуй, природа края сохранила свои первозданные качества именно из-за неукоснительного соблюдения многими поколениями алтайцев сложившихся ограничений, неписанных законов.
Трепетно относясь к земле, коренные жители Алтая не станут заниматься земляными работами без необходимости, им не придет в голову царапать земляную поверхность каким-либо заостренным предметом, вырывать травы, повреждать кустарники. Неукоснительно действует табу на загрязнение, осквернение воды. Такое же бережное отношение к птицам и зверью – без надобности на них не охотятся.
Специалисты отмечают уникальность и своеобразие зародившихся в далекой древности музыкальных традиций и песенной культуры алтайцев. Здешние песни – удивительное явление, повествование о подвигах, пересказ историй из жизни, причем исполнение само по себе уникально – горловое пение. Продолжаться эти песни могут долгими-долгими часами. Исполнители горлового пения– мужчины, называется такое искусство кай. Аккомпанируют кайчи себе на народных струнных инструментах – ятакан и топшур. Есть еще и комус – этот инструмент обладает мистическими свойствами звучания. Комус наиболее популярен у туристов, один из наиболее желанных сувениров.
На протяжении последних пяти-шести лет Республика Алтай уверенно входит в «десятку» регионов Российской Федерации, наиболее востребованных в целях этнографического туризма. Наиболее знаменит в этом смысле увлекательный и уникальный маршрут «Золотое кольцо Алтая» по реке Катунь, Телецкому озеру, знаменитому Чуйскому тракту, посещение каньона р. Чуламыш, ущелья Актру, скифских курганов, урочища Калбак-Таш. Немало и других интересных предложений, пользующихся устойчивым спросом у туристов.
Хакасы.
Еще одним примечательным коренным тюрским народом Сибири являются хакасы. Место их проживания – Республика Хакасия на юге Центральной Сибири, на левом берегу верховьев Енисея. С запада Хакасия граничит с Кемеровской областью. Раньше именовались абаканскими, минусинскими или ачинскими татарами. Этнографически делятся на 4 группы, по антропологии отнесены к монголоидной расе.
Исторические хакасы являются потомками достаточно древнего тюрского народа - енисейских кыргызов. С V по VIII в. н. э. хакасами правили Тюрский и Уйгурский каганаты. Каганаты распадались, менялись империи, вплоть до XVI века, когда Россия начала освоение Сибири. В начале XVII в. земли Хакасии присоединились к России.
Став частью Российской империи, хакасы приняли христианство. При этом вера в могущество шаманов, некоторые ритуалы почитания духов сохранились до наших дней. Шаманизм с древних времен почитаем хакасами с жертвоприношениями духам. Поныне национальной святыней хакасы считают Борус – гору в Западных Саянах.
Что касается предпочтений в еде, то в зимнее время основная пища – мясные блюда, в летний период – молочные. В меню у хакасов традиционны супы – ячменный или коче угре, а еще крупяной или чарба угре. На праздники готовят кровяную колбасу. Скисшее молоко от коров служит для приготовления айрана – местного напитка. Айран после перегонки становится молочной водкой - айран арагазы.
Главные национальные праздники в Хакасии соответствуют поворотным датам солнечного календаря.
22 марта, в день весеннего равноденствия хакасы празднуют новый год – Чыл Пазы. Духи земли, воды, гор нисходят с небес на землю, природа просыпается. Обрядом Пай-Хазын (повязывание лент) духов с почестями встречают с просьбами успешного нового года.
Почти 2 тысячи лет празднуют Тун-Пайрам – летний праздник первого айрана. Скот окончательно перегоняют на летние пастбища, заканчиваются весенние полевые работы, созревает первый айран, который считается целебным. Разводят большой костер, шаман и старейшины бросают в него жертвенное угощение для духов с благими пожеланиями, просьбами. Народу собирается много, проводятся состязания, выступают национальные творческие коллективы. Присутствуют гости, туристы – знакомятся с культурой Хакасии, приобретают сувениры, дегустируют национальные блюда.
В день осеннего равноденствия, 22 сентября, отмечают праздник урожая, или Уртун-Тойы. Время свадеб. Духа земли благодарят за урожай, проводят обряды. Также состязаются спортсмены, выступают музыканты, организуется грандиозная ярмарка.
Наконец, Ай Пазы – 22 декабря, день зимнего солнцестояния, большой Луны. Хакасы возносят молитвы духам, чтобы благополучно пережить самый суровый зимний период.
У хакасов свой язык – хакасский, относящийся к обширной группе восточных тюрских языков, причем, подразделяется на четыре диалекта. Письменность тоже имеется – ее основа кирилица.
Издавна основным занятием хакасов было скотоводство, основа которого – разведение лошадей, овец, крупного рогатого скота. Семьи, занимавшиеся разведением скота, вели полукочевой образ жизни. Мужчины значительное время, кроме прочих занятий, уделяли охоте. Женщины с детьми промышляли сбором кореньев сараны, кандыка, пригодных к еде. Другие занятия – сезонный сбор кедровых орехов, выделывание кож, войлока, ткачество. Основной продукт земледелия – ячмень для производства талкана. А еще хакасы прославились как добытчики руды, из которой искусно выплавляли железо в небольших по размерам плавильных глиняных печах.
Основное жилище – иб, или юрта, крытые берестой и войлоком. По центру располагали очаг. Вверху делали дымовое отверстие, вход в юрту ориентировали на восток.
Легенды народов Хакасии своеобразны и по-своему красивы. В них рассказывается о происхождении земной суши (легенда о странствующей утке Хас), о хребте Читы-хыс, озере Белё, о Черном шамане и другие.
Хакасский фольклор зарождался и впоследствии был отшлифован на протяжении многих столетий, поэтому содержит в себе большое разнообразие жанров. Пожалуй, самым богатым является жанр героического эпоса. Здесь и поэтичность описания природы, описание жизни выдающихся богатырей, их многочисленных подвигов на протяжении нескольких поколений. Широкую известность получили сказания «Алтын Чюс», «Алтын Арыг» и другие.
Хакасские сказки, предания тоже составляют немалую часть местного фольклора. Достоин упоминания жанр лирической песни или такпах. Такпах исполняют под аккомпанемент национальных музыкальных инструментов – хомыс, чатхан (щипковые). Богат хакасский фольклор меткими, образными поговорками, пословицами, загадками.
Основная мужская одежда мужчин – рубаха, женщин – платье. На каждый день сшиты они были из хлопчатобумажных материалов, для праздников – шелковые ткани. Цвет тканей разнообразен – красный, синий, бордовый, черный, зеленый. Штаны для мужчин шили нижние и верхние, или ыстан и чанмар. Женщины тоже носили сходные по покрою штаны (субур), только из синего материала. Верхняя одежда мужчин – халаты из сукна, на праздники – шелковые или из плиса. Халат подпоясывался кушаком. Женщины тоже носили халаты, распашные кафтаны. Для зимы самая теплая одежда – шуба из овчины.
Музыкальная культура хакасов уникальна по вокалу, инструментам, репертуару. Музыкальные инструменты разнообразны – духовые, ударные, струнно-щипковые, смычковые. Основные – хомыс, чатхан. Песни героического репертуара исполняются особым методом горлового пения. Певцы-сказители – хаджи, очень почитаемы в народе, им оказывают всяческое уважение.
Хакасия, как и другие регионы Сибири, уникальна, загадочна и таинственна своим национальным колоритом. Поэтому едут сюда туристы со всей России, а в 2016, 2018 годах именно Хакасия удостаивалась звания лучшей территорией по этническому туризму. Событийный туризм связан с национальными праздниками, а для более тесного знакомства с культурой, бытом, обычаями организуются многочисленные туры по районам республики.
Определенный интерес представляет собой народ коми, относящийся к финно-угорской группе. Ни исторически, ни географически коми не относится к коренным народам Сибири – Республика Коми находится на северо-востоке Европейской части России. Восточная граница республики примыкает к западному склону Уральского хребта. Таким образом, непосредственное соседство с Сибирью и тот факт, что немало представителей народа коми давно и успешно проживают в Красноярском крае, в Тюменской области, в Ханты-Мансийском и Ямало-ненецком округах, дает основание рассказать о нем.
Коми представляют собой довольно многочисленную (более 200тыс.) этническую группу, в которой состоят ижемцы, язвинцы, коми-пермяки, зыряне, зюздинцы.
Исторически коми как этнос оформились в четвертом столетии нашей эры на землях нынешней Республики Коми. Дальнейшая история изобилует всевозможными давлениями и притеснениями со стороны соседних княжеств, вынужденное покидание прилегающих земель. В XIV в. было осуществлено образование Великой Перми, продолжилось соперничество с князьями, опустошительные набеги волжских булгар. И уже при Советской власти, в 1921 г. образовалась автономия, затем автономная республика в РСФСР. Получила развитие добывающая промышленность – нефть, уголь, лесозаготовки. С 1991 г. – Республика Коми в составе Российской Федерации.
Язык, лексика, хоть и относятся к финно-угорским, однако формировались под заметным воздействием языков соседствующих народов – русских славян, ханты, манси, булгарских, прочих групп. Язык насчитывает до десяти территориальных диалектов. В прошлом, 20 веке, завершилось окончательное формирование коми как литературного языка, который и преподается в школах республики.
Ведущая, основная религия – православие. До обращения в христианство исповедывалось язычество, коми поклонялись огню, воде, прочим природным стихиям. Большое значение имел культ тотемов, особенно тотем медведя. Охотники, оленеводы всерьез опасались козней лешего, живущего в лесных чащобах или водяного – васа, живущего в реках или озерах. В деревнях большое влияние имели местные колдуньи, знахари. Коми безоговорочно верили в силу амулетов – медвежьи когти, зубья щуки и другие. Даже в наше время у представителей преклонного возраста народа коми временами проявляются отдельные обряды, поверья из язычества.
Род занятий коми в решающей степени определялся условиями проживания. Густые девственные леса русского Севера определили основной деятельностью деревообработку – строительство уникальных домов из бревен, резьба по дереву, деревянные декоративные поделки, посуда, прочие изделия из местных пород деревьев.
Производство замши, ее обработка, выделка кожи, изготовление валенок – этими видами деятельности профессионально занимались коми. Женщины этого народа прославились как мастерицы гончарного искусства. Интересно, что вместо широко известного гончарного круга они пользовались так называемым ленточно-жгутовым методом обработки глины. Тканевые узоры на полотенцах, рубашках скатертях – этим мастерством также известны женщины коми.
Здешняя еда довольно-таки невзыскательная, простая, но калорийная. Популярны разнообразные супы, каши, мясные похлебки. Мясо из охотничьих трофеев – диких животных. Постоянно присутствуют в здешнем меню блюда из рыбы. Выращиваются овощи, картофель. В личном хозяйстве коми выращивают домашних животных – лошадей, крупный и мелкий рогатый скот.
В качестве жилья строят избы, преимущественно из соснового сруба. Обязательно возводится отдельный сарай для скотины. Каждая семья возводит два дома – для летнего и зимнего периода.
Тип лица у коми очень похож на русский, хотя присутствуют и финские черточки, волосы чаще черные, а глаза почти у всех серые либо карие.
Народ – и мужчины, и женщины выносливые, крепкие, очень упорные, дорожат тем, что имеют, всегда стремятся к самосовершенствованию.
Детали одежды коми во многом перекликаются с традициями народов русского Севера и Сибири.
Свой богатый фольклор коми сохранили с языческих времен – это мифы, повествующие о местных богах, создании земли и всего сущего на ней, легенды о стародавних народах, богатырях, всевозможной нечисти и борьбе с ней, о вечных проблемах жизни и смерти.
Музыкальные традиции также идут из древности, основную их часть составляют жанровые песнопения – лирика, частушки, песни для детей, импровизации. Исполняют песни хором, но и сольное пение распространено. Народные музыкальные инструменты – смычково-щипковый трехструнный сигудэк, ударный брунган, дудки чипсаны, пэляны и другие.
Огромные территории северных земель Республики Коми, уникальные природные достопримечательности влекут сюда многочисленные туристические потоки. Туризм стал важной составляющей частью экономики республики. Особенно популярны маршруты Приполярного Урала с восхождениями на местные вершины, походы к водопадам, на ледники. Кроме пешеходного, востребован велотуризм, лыжные походы, сплавы на плотах, байдарках по местным рекам.
Российские власти, занимаясь постепенным освоением Сибири, скрупулезно учитывали отношения коренных народов между собой, налаживая взаимопонимание аборигенов с пришлыми русскими людьми.
Народы Сибири в значительной степени отличались по численности и мирное сожительство удавалось далеко не всегда. Поэтому многие из них, чтобы избежать распрей с соседями, охотно подчинялись власти русского царя в лице его наместников в Сибири. Общеизвестно, что царские власти династии Романовых настоятельно требовали от своих правителей на местах уважительно и даже почтительно относиться к местному населению. Такие установки, конечно же, выполнялись не всегда – фактов самодурства в русской истории предостаточно. Однако в целом требования Государя Императора все-таки выполнялись.
Необъятная территория Сибири издавна привлекает аурой таинственности, национальным колоритом коренных народов. Их культурные традиции, обычаи, обряды, языки и религия по-особенному интересны и неисчерпаемы для глубокого изучения. И, конечно же, уникальная суровая природная здешняя красота, исторические памятники, достопримечательности никого не оставят равнодушными. Поэтому туристический потенциал Сибири неисчерпаем, поток путешественников сюда будет только возрастать.
Другие статьи:
Какие документы нужны для поездки в Абхазию
Документы для санатория пенсионеру
Справки для санатория для ребенка
Документы для санатория взрослому
Документы в санаторий для ребенка
Как получить бесплатную путевку в лагерь
Получить бесплатную путевку в лагерь для ребенка
Как получить путевку в детский лагерь бесплатно
Где покататься на лыжах в Подмосковье
Открыт ли аэропорт в Краснодаре
Открыт ли аэропорт в Краснодаре сегодня
Можно ли сейчас ехать по трассе М4
Профилактика ротавируса на море
Где находится Казанский Кремль
Можно ли полететь в Египет сейчас
Можно ли сейчас ехать в Египет
Опасно ли сейчас лететь в Египет
Опасно ли сейчас ехать в Египет
Как одеваться в Дубае туристам
Как одеваться в Дубае женщинам
Сколько ехать до Казани на машине
Сколько ехать до Санкт-Петербурга на машине